Выступление мэра г. Улан-Удэ А.М. Голкова на IV съезде депутатов представительных органов всех уровней в РБ

КУПИТЬ ДИПЛОМ

Дипломы, аттестаты, удостоверения о проф.подготовке, свидетельства о рождении в Улан-Удэ, Республике Бурятия и мн. других документов быстро и очень недорого. Всё это и еще много другой полезной и важной информации об экспресс-получении документов в Улан-Удэ на www.diplom-diplom.ru

Добрый день!

От имени органов местного самоуправления городского округа «город Улан-Удэ» горячо приветствую всех участников съезда!

Сегодня мы обсуждаем современное состояние органов местного самоуправления в Республике Бурятия, вопросы экономического и социального развития муниципальных образований.

Именно на муниципальном уровне публичной власти соединены две главные проблемы – эффективность власти, ее способность решать вопросы граждан и приобщение граждан к общественной и политической деятельности.

Органы местного самоуправления представляют интересы жителей муниципалитета, принимают меры для создания комфортной среды проживания, улучшения инфраструктуры путем обеспечения надежной работы учреждений социальной сферы, предприятий транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.

Со дня проведения III съезда депутатов представительных органов всех уровней прошло 5 лет. Действительно, жизнь не стоит на месте и время вносит свои коррективы. С 2003 года, когда был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объем полномочий органов местного самоуправления по стране в среднем увеличился на 50 процентов. Так, если первоначально за городскими округами было закреплено 27 полномочий, то сегодня на городские округа возложено 43 вопроса местного значения, 10 из которых являются исключительной компетенцией представительного органа.

Не менее важными являются вопросы разграничения полномочий между субъектами Российской федерации и органами местного самоуправления.

Перед нами зачастую возникает вопрос. В каких ситуациях органы местного самоуправления вправе принимать самостоятельно решения и самостоятельно их финансировать? Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Некоторые полномочия в 131-м Федеральном законе сформулированы неконкретно или расплывчато. Разночтения норм базового 131-го Федерального Закона и отраслевых законов, а также пробелы правового регулирования в федеральном и субъектовом законодательстве приводят к тому, что часть властных полномочий «зависает» между уровнями власти. Кроме того, считаем необходимым ввести в федеральное законодательство четкие формулировки понятий «участие», «содействие», «организация», которые сегодня допускают произвольное толкование, что приводит к возложению на органы местного самоуправления дополнительных полномочий, не включенных в перечень вопросов местного значения, либо затрудняют исполнение полномочий (горячее питание школьников, ликвидация несанкционированных свалок).

В целом законодательная база местного самоуправления сформирована, однако необходимо навести порядок в полномочиях. Сделать так, как удобно жителям. Местные вопросы должны решаться на местах, с необходимым на то финансированием.

Не могу оставить без внимания тему выборов, как пример активного участия граждан в жизни общества.

Стоит вспомнить, что депутатский корпус Улан-Удэнского городского Совета депутатов первых трех созывов избирался по мажоритарной системе по двадцати двум избирательным округам. Четвертый созыв, как вы знаете, был сформирован по смешанной избирательной системе, когда 50 процентов депутатских мандатов были распределены между списками кандидатов от политических партий, а другая половина избрана по одномандатным округам. Поскольку при избрании депутатов в составе списков от политических партий отсутствует связь и личная ответственность депутата перед населением конкретного избирательного округа, городским Советом было принято решение об условном закреплении депутатов-списочников за одномандатными избирательными округами.

В 2014 году город вернулся к существовавшей ранее системе выборов по одномандатным округам. Данный переход был обусловлен следующими факторами:

Когда избиратель голосует за список, у него нет четкого и ясного представления, кто конкретно из членов этой партии в избирательном округе будет выступать от его имени представителем в представительном органе. Если партийные списки закрытые и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае открытых партийных списков. Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии.

Граждане желают видеть реальных кандидатов, готовых к совместному решению насущных проблем конкретного избирательного округа. Ведь процесс выбора на самом деле существует тогда, когда есть практический контакт, диалог, обмен мнениями между претендентом на депутатский мандат и избирателем. Выборы по одномандатным округам означают их приближение к избирателю, выборы должны быть доступны и понятны прежде всего избирателям. Переход к мажоритарной системе мы должны рассматривать как расширение форм участия в голосовании и обеспечение реализации гражданами активного избирательного права.

Одной из форм приобщения граждан к общественной и политической деятельности является создание территориальных общественных самоуправлений.

В настоящее время территориальные общественные самоуправления становятся центрами социальной активности и инициативы населения, помогают формировать у людей не иждивенческую, а гражданскую позицию, объединяют жителей и нацеливают их на участие в решении вопросов жизнеобеспечения микрорайонов города, благоустройства, охраны общественного порядка, пожарной безопасности.

На территории г. Улан-Удэ создано более 70 территориальных общественных самоуправлений, из них 20 ТОС организованны в границах многоквартирных жилых домов, 20 зарегистрированы в качестве юридических лиц. Всего охват населения движением ТОС в г. Улан-Удэ составляет свыше 84 тысяч человек.

По результатам участия в выставке-ярмарке, проходившей в рамках I Фестиваля ТОС Республики Бурятия в июле 2017 года, городской округ «город Улан-Удэ» был награжден дипломами в номинации «Лучшая выставка ТОС». Предлагаю проводить данный фестиваль ежегодно, поскольку это прекрасная возможность собраться, поделиться своими достижениями. Необходимо поддерживать инициативных граждан и нацеливать их на решение общих вопросов. Учитывая высокий уровень развития движения ТОС в республике, возможно пора поставить вопрос о принятии государственной целевой программы по развитию ТОС, предусматривающей обучение, организационное и методическое сопровождение, что в конечном итоге обеспечит возможность участия республиканских ТОСов в фестивалях и конкурсах на федеральном уровне.

Уважаемые участники пленарного заседания!

Представительный орган выражает волю жителей муниципалитета не только при принятии решений по исполнению вопросов местного значения, но и при выдвижении законодательных инициатив в представительные органы субъектов Российской Федерации.

В соответствии с резолюцией III Съезда депутатов всех уровней представительных органов в Республике Бурятия представительным органам муниципалитетов было рекомендовано активнее использовать право законодательной инициативы.

Так, с 2009 года в Народный Хурал городским Советом внесено 29 законодательных инициатив.

Большинство законодательных инициатив связано с исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий, в том числе в сфере регулирования:

— порядка бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

— деятельности административных комиссий;

— организации и осуществления опеки и попечительства;

— установления административной ответственности за нарушения муниципальных нормативных правовых актов.

При этом, необходимо отметить, что рассмотрение законопроектов в Народном Хурале зачастую сталкивается с определенными трудностями, депутаты не всегда готовы поддерживать непопулярные, но необходимые муниципалитетам законопроекты. Например, законопроекты по введению критерия нуждаемости по предоставлению земельных участков многодетным семьям, по установлению ответственности по содержанию внешнего облика фасадов зданий, сооружений.

Также неоднократно вносились законодательные инициативы в сфере межбюджетных отношений об увеличении единых нормативов отчислений в местные бюджеты от региональных налогов (2009 — 2010 годы), но они не были приняты.

Вместе с тем, в июле 2017 года по итогам совместной деятельности с депутатами Народного Хурала, Правительством Республики был принят Закон, в соответствии с которым установлен единый норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов и городских округов в размере 50 процентов.

Считаю, что работу по пересмотру межбюджетных отношений необходимо продолжать, поскольку на сегодня в муниципалитетах сформирован перечень вопросов, решение по которым требует лишь наличия финансирования. Следовательно, необходимо повышать финансовую самостоятельность муниципалитетов, чтобы они могли решать вопросы местного значения в текущем режиме.

Также совместно с депутатами Народного Хурала, Правительством Республики была проведена большая работа по узаконению самовольно возведенных жилых домов. В целях реализации права граждан, установленного Законом Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» в августе 2017 года в Правила землепользования и застройки города Улан-Удэ внесены изменения, которые позволят узаконить на территории города примерно две тысячи жилых домов (в том числе с учетом земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства).

Говоря о депутатской деятельности, считаю необходимым затронуть очень важный вопрос как для депутатов, так и для избирателей — «наказ избирателя». Закон о наказах избирателей депутатам Народного Хурала принят в 2008 году; во время работы городского Совета третьего созыва (2003-2009 годы) в бюджете города Улан-Удэ впервые были предусмотрены средства на исполнение наказов избирателей. В целом по стране институт наказа избирателя реализуется в отдельных регионах более пятнадцати лет. В рамках регионального законодательства установлены общие понятия наказа избирателя, процедуры его направления, рассмотрения и утверждения, порядок контроля за его исполнением. Сложилась определенная правоприменительная практика, которая подтверждает, что работа с наказами избирателями является основной для депутатов всех уровней власти.

Вместе с тем, на местах при реализации данных наказов возникают вопросы, которые могут привести к некачественному исполнению наказа или неисполнению наказа в целом, к неэффективному использованию бюджетных средств.

В связи с чем, считаю, что понятие «наказ избирателя» и порядок финансирования мероприятий по исполнению наказов избирателей необходимо закрепить на федеральном уровне. Кроме того, предлагаю депутатам Народного Хурала рассмотреть возможность объединения финансовых средств на территории одного муниципального образования для исполнения более значимых и крупных мероприятий по наказам.

Владимир Путин неоднократно указывал на необходимость формирования единой исполнительной вертикали, говорил о том, что соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для эффективного решения сложных задач.

По инициативе Президента России был создан Совет по стратегическому развитию и реализации приоритетных проектов, которым были одобрены 11 ключевых проектов, направленных на структурные изменения в экономике и социальной сфере.

Для реализации приоритетных проектов в стране была выстроена система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, на другом качественном уровне организованы управление и контроль реализации проектов. Приоритетные проекты дают возможность для активного участия в их реализации каждого уровня власти.

В 2017 году в Республике стартовала реализация приоритетных проектов «Формирование современной городской среды» и «Безопасные и качественные дороги». Бюджету Республики на благоустройство дворовых территорий и общественных пространств выделены финансовые средства из федерального бюджета в сумме 201 млн. рублей, софинансирование из республиканского бюджета составит 15 миллионов рублей. Общий объем финансирования проекта «Безопасные и качественные дороги» в пределах Улан-Удэнской агломерации составляет 339 миллионов рублей, из которых в настоящее время освоено 67, 28 процентов.

Подводя итоги своего выступления, хочу еще раз отметить, что только в рамках тесного взаимодействия и конструктивного сотрудничества исполнительных и представительных органов всех уровней власти мы можем решить общие проблемы нашей республики, улучшить качество жизни наших жителей.

Спасибо за внимание!